Хазары (650—969), каганат которых стал самым долговечным кочевых объединений в степи, с которым считались и византийские императоры и персидские шахи. Титул "каган", название главы государства, надолго закрепилось за правителями Восточной Европы.
Любопытна история, по которой европейцы узнали о существовании этого государства. В середине Х в. придворный кордовского халифа Абдаррахмана III еврей Хасдай Ибн-Шафрут, заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существования где-то в далеких восточных степях иудейского государства, отправил царю этого государства обстоятельное письмо. В нем после пышных пожеланий благоденствия царю хазар следовало очень толковое описание страны «ал-Андалус», в которой проживал Хасдай.
История хазар будоражит научное сообщество уже не один десяток лет. По таинственности с хазарами могут соперничать, пожалуй, древние инки и майя. Высказано множество гипотез происхождения народа - эфталитская, уйгурская, кавказская и прочие. Время Великого переселеня народов наложило свой отпечаток. Принятие иудейства правящим сословием ещё в большей степени запутало эту проблему. Однако, описания средневековых авторов показывают, что общество хазар было вполне естественным в той географческой среде и в то время. Изначально хазары были язычниками и поклонялись общетюркскому богу - Тэнгри. Если брать более глубокую историю, то сейчас довольно сложно найти изначальноен ядро народа, основу на которой он сформировался. Большинство первых исследователей этого этноса, Заходер и Гумилёв в частности, высказывали одну идею, но каждый по разному, о том, что народ изначально был местным и только спустя века полностью перешёл на тюркский язык. Обращает внимание на себя тот факт, что свои поселения хазары строили не в степи, если бы они были исконными кочевниками, а по долинам рек. Одним из главных из занятий было рыболовство - поразительно, но факт!
Для хазар лингвисты отмечают непохожесть их языка с языком остальных тюрков, и одновременно схожесть их языка с языка булгарами. На эту тему достаточно подробные исследования провёл Лев Николаевич Гумилев.
"Главный правитель, каган, жил в столице - городе Итиль (низовья Волги), с 25 женами - представительницами 25 основных народов страны. В числе городов Хазарского каганата входили: Саркел, Киев, Тьмутаракань, Семендер, были и другие города, также располагавшиеся на берегах рек." Хазары подчинили себе огромное пространство Восточной Европы и Азии.
Что же касается царя хазар, которого называют хакан, то, право же, он не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца появляясь в (почетном) отдалении. Его называют великий хакан, а заместителя его называют хакан-бех. Это тот, кто предводительствует войсками и управляет ими, руководит делами государства, и заботится о нем (государстве), и появляется (перед народом), и ему изъявляют покорность цари, находящиеся с ним по соседству. И он входит каждый день к великому хакану смиренно, проявляя униженность и серьезность (спокойствие), и он не входит к нему иначе как босым, (держа) в своей руке дрова, причем когда приветствует его, он зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем.
Однако, если рассматривать этот этнос детально, то большинство учёных не могут придти к единому мнению относительно происхождения народа и его обычаев. По мнению Б. Н. Заходера, хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два разных племени — белых (калис-хазары) и чёрных хазар (кара-хазары). Причем, белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и рыжебородыми, другие, так называемые черные хазары, лицами напоминали жителей Индии и были менее крупными, чем их "белые" соотечественники.
В исторических хрониках отмечается такой факт, что каганами в европейских летописях, да и в ряде отечественных (например, трактаты митрополита Илариона) называли и правителей русов. Сообщение о Русском каганате относится к 839 году, когда согласно русским летописям, ещё не существовало Киевского княжества. "Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях".
Народ "росы" впервые упомянут в VI веке в "Церковной Истории" Захарии Риторы. Автор помещается их по соседству с народами "людей-псов" и амазонок, территорию которых многие авторы помещают в Северное Причерноморье. Проблема происхождения русов волнует учёных не одно столетие, но так или иначе она сводится к выбору между местным происхождением народа и пришлым (варяжская гипотеза). Некоторые исследователи ассоциируют росов с ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов. (О. Н. Трубачёв выводит слово рос с осет. рухс (иронск.) - "светлый"). Иранская гипотеза также лаколизует территорию проживания народа с Северным Причерноморьем и настаивает на автохтонности народа. Причём, это не исключает того, что племя могло быть двуязычным.
Ещё более интересну гипотезу, после раскопок в Азове, высказал известный новежский исследователь Тур Хейердал, который заявил, что родиной викингов является южная Россия (Предкавказье). Согласно историку Снорре Стурлуссону, свыше двух тысяч лет назад с Кавказа ушёл на Север могучий король Огден со своими воинами-асами, отступивший перед нашествием римских легионов. Стоит обратить внимание, что "асы" на языке сарматов – это боги, то есть, богом избранный народ.
"Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трёх дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясётся по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус", - Ибн Русте (930-х год).
Стоит более подробно остановиться на записях средневековых географов, чтобы понять, где могла быть предполагаемая земля русов (росов). Стоит отметить, что большинство авторов отличают в своих описаниях русов и славян, считая их разными народами.
«Худуд аль-алам» (10 век): «…Горы тянутся строго на север между Арменией и Румом к началу территории Сарира… Тогда они поворачивают на восток, пересекая Сарир, Армению, Арран и Кабк по соседству с Хазарским морем. Далее они меняют свое направление и поворачивают обратно, на запад, проходя между Сариром и Хазарией, и достигают начала земли алан. Потом они идут строго на север дальше, до конца страных хазар. Потом они пересекают страну хазарских печенегов и отделяют внутренних булгар от русов, следуя к пределам славян. Тогда они избирают северное направление, пересекают славян, называемых Khurdab, после чего они достигают конца страны славян и там заканчиваются».
Идриси (12 век): «От Бутара до устья Русской реки 20 миль. От устья Русской реки до Матрахи (предположительно Тмуторокань) 20 миль» (5-я секция VI климата) …«В упомянутую Русскую реку впадают шесть больших рек, берущих начало в горе Кукайа, а это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака до края обитаемой земли. Эта гора простирается от страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востоке и пересекает ее, проходя в южном направлени и до темного, черного моря, называемого Смолистым. Это очень высокая гора; никто не может подняться на нее из-за сильного холода и глубокого вечного снега на ее вершине. В долинах этих рек живет народ, известный под именем ан-нибарийа…». Данное описание довольно сильно напоминает район Предкавказья.
Идриси: «После того как она (Атиль) отклоняется в южную сторону к земле ар-Рус, от нее отделяется рукав, который приходит к городу Матраха (Тьмутаракань) на море Нитас (Чёрное море): он называется река Сакир. И говорят, что от реки Атиль отделяется более семидесяти рек, а основное русло реки продолжает течь к хазарам». Достаточно запутанные описание, но никак не относящиеся к Прибалтике и Северной Европе, на которых настаивают привеженцы варяжской гипотезы.
И далее ещё интересней: "Русов два вида. Один их вид - это тот, о котором мы говорим в этом месте. А другой их вид - это те, которые живут по соседству со страной Ункарийа (Венгрия) и Джсулийа (Македония)". О двух видах русов говорит только ал-Идриси! Рыбаков локализует «остров» в устье Дуная, в той земле, где находились города Переяславец и Киевец и которую князь Святослав Игоревич в 969 г. объявил «середой» (центром) своей земли. Однако Святослав пытался завоевать Переяславец во второй половине Х в., то есть минимум на столетие позже написания восточными географами рассказа об острове русов.
Вполне возможно, что и было два центра локализации русов, разорванных территориально, а возможно и в хронологическом плане, но большинство описаний всё же наталкивают на мысль, что это район Северного Кавказа и бассейн Дона.
С хазарского времени начался процесс тюркизации кочевников, что проявлялось прежде всего в языке общения. Тюркский язык постепенно становился наиболее распространённым в Диком поле, хотя здесь ещё не мало сохранялось алан - потомков скифов и сарматов. Показательна салтано-маяцкая культурна, преобладавшая в 7-9 вв., и которая была смешанной в культурном и антропологическом плане - аланской с одной стороны и болгарской (тюркской) в другом плане.
В VIII в. большая группа алан проживала бассейне рек Дона и Северского Донца, осуществляя охрану западных рубежей Хазарского каганата. Аланы оказали значительное влияние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии: оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, высокая сельская и городская культура аланского населения вошли в число важнейших основ хазарской государственности. Археологи называют аланские древности Хазарии салтово-маяцкой культурой (Салтовский могильник и Маяцкое городище — ее самые известные памятники).
В первой трети X в. часть хазарских алан возвратилась на Кавказ. Культурные и материальные достижения алан (кочевой иранской культуры) были усвоены пришедшими тюрками, а аланы в свою очередь начали постепенно переходить на язык новых переселенцев с востока. К 13 веку даже армяне, поживавшие в городах Восточной Европы, стали общаться в повседневной жизни на тюркском языке, а родной язык использовать только в богослужении.
"Шаровары носят они широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают", - такое описание русов оставил арабский путешественник Ибн Русте (930-х год). "Некоторые из русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её наподобие лошадиной гривы и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской", - Ибн Хаукаль (976 год). Чем не описание запорожского казака?! В пику варяжской гипотезы стоит заметить, что викинги считали зазорным стрич волосы - это было, как известно, "знаком бесчестия".
Как считает большинство отечественных историков, осколком кочевой иудейской культуры на пространстве Дикого поля можно считать караев (караимов), проживающих в настоящее время в Крыму, Литве, Украине и России.