Суббота, 30.11.2024
Д и к о е  п о л е
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Хазары (650—969), каганат которых стал самым долговечным кочевых объединений в степи, с которым считались и византийские императоры и персидские шахи. Титул "каган", название главы государства, надолго закрепилось за правителями Восточной Европы.

Хазарские всадникиЛюбопытна история, по которой европейцы узнали о существовании этого государства. В середине Х в. придворный кордовского халифа Абдаррахмана III еврей Хасдай Ибн-Шафрут, заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существования где-то в далеких восточных степях иудейского государства, отправил царю этого государства обстоятельное письмо. В нем после пышных пожеланий благоденствия царю хазар следовало очень толковое описание страны «ал-Андалус», в которой проживал Хасдай.

История хазар будоражит научное сообщество уже не один десяток лет.  По таинственности с хазарами могут соперничать, пожалуй, древние инки и майя. Высказано множество гипотез происхождения народа - эфталитская, уйгурская, кавказская и прочие. Время Великого переселеня народов наложило свой отпечаток. Принятие иудейства правящим сословием ещё в большей степени запутало эту проблему. Однако, описания средневековых авторов показывают, что общество хазар было вполне естественным в той географческой среде и в то время. Изначально хазары были язычниками и поклонялись общетюркскому богу - Тэнгри. Если брать более глубокую историю, то сейчас довольно сложно найти изначальноен ядро народа, основу на которой он сформировался. Большинство первых исследователей этого этноса, Заходер и Гумилёв в частности, высказывали одну идею, но каждый по разному, о том, что народ изначально был местным и только спустя века полностью перешёл на тюркский язык. Обращает внимание на себя тот факт, что свои поселения хазары строили не в степи, если бы они были исконными кочевниками, а по долинам рек. Одним из главных из занятий было рыболовство - поразительно, но факт!

Для хазар лингвисты отмечают непохожесть их языка с языком остальных тюрков, и одновременно схожесть их языка с языка булгарами. На эту тему достаточно подробные исследования провёл Лев Николаевич Гумилев.

"Главный правитель, каган, жил в столице - городе Итиль (низовья Волги), с 25 женами - представительницами 25 основных народов страны. В числе городов Хазарского каганата входили: Саркел, Киев, Тьмутаракань, Семендер, были и другие города, также располагавшиеся на берегах рек." Хазары подчинили себе огромное пространство Восточной Европы и Азии.

Реконструкция битвы русов с хазарамиЧто же касается царя хазар, которого называют хакан, то, право же, он не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца появляясь в (почетном) отдалении. Его называют великий хакан, а заместителя его называют хакан-бех. Это тот, кто предводительствует войсками и управляет ими, руководит делами государства, и заботится о нем (государстве), и появляется (перед народом), и ему изъявляют покорность цари, находящиеся с ним по соседству. И он входит каждый день к великому хакану смиренно, проявляя униженность и серьезность (спокойствие), и он не входит к нему иначе как босым, (держа) в своей руке дрова, причем когда приветствует его, он зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем.

Однако, если рассматривать этот этнос детально, то большинство учёных не могут придти к единому мнению относительно происхождения народа и его обычаев. По мнению Б. Н. Заходера, хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два разных племени — белых (калис-хазары) и чёрных хазар (кара-хазары). Причем, белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и рыжебородыми, другие, так называемые черные хазары, лицами напоминали жителей Индии и были менее крупными, чем их "белые" соотечественники.

В исторических хрониках отмечается такой факт, что каганами в европейских летописях, да и в ряде отечественных (например, трактаты митрополита Илариона) называли и правителей русов. Сообщение о Русском каганате относится к 839 году, когда согласно русским летописям, ещё не существовало Киевского княжества. "Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях".

Народ "росы" впервые упомянут в VI веке в "Церковной Истории" Захарии Риторы. Автор помещается их по соседству с народами "людей-псов" и амазонок, территорию которых многие авторы помещают в Северное Причерноморье. Проблема происхождения русов волнует учёных не одно столетие, но так или иначе она сводится к выбору между местным происхождением народа и пришлым (варяжская гипотеза). Некоторые исследователи ассоциируют росов с ираноязычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов. (О. Н. Трубачёв выводит слово рос с осет. рухс (иронск.) - "светлый"). Иранская гипотеза также лаколизует территорию проживания народа с Северным Причерноморьем и настаивает на автохтонности народа. Причём, это не исключает того, что племя могло быть двуязычным.

Ещё более интересну гипотезу, после раскопок в Азове, высказал известный новежский исследователь Тур Хейердал, который заявил, что родиной викингов является южная Россия (Предкавказье). Согласно историку Снорре Стурлуссону, свыше двух тысяч лет назад с Кавказа ушёл на Север могучий король Огден со своими воинами-асами, отступивший перед нашествием римских легионов. Стоит обратить внимание, что "асы" на языке сарматов – это боги, то есть, богом избранный народ.

Похороны знатного руса. Картина Генриха Семирадского"Что касается до Русии, то находится она на острове, окружённом озером. Остров этот, на котором живут они, занимает пространство трёх дней пути: покрыт он лесами и болотами; нездоров и сыр до того, что стоит наступить ногою на землю, и она уже трясётся по причине обилия в ней воды. Они имеют царя, который зовётся хакан-Рус", - Ибн Русте (930-х год).


Стоит более подробно остановиться на записях средневековых географов, чтобы понять, где могла быть предполагаемая земля русов (росов). Стоит отметить, что большинство авторов отличают в своих описаниях русов и славян, считая их разными народами.

«Худуд аль-алам» (10 век): «…Горы тянутся строго на север между Арменией и Румом к началу территории Сарира… Тогда они поворачивают на восток, пересекая Сарир, Армению, Арран и Кабк по соседству с Хазарским морем. Далее они меняют свое направление и поворачивают обратно, на запад, проходя между Сариром и Хазарией, и достигают начала земли алан. Потом они идут строго на север дальше, до конца страных хазар. Потом они пересекают страну хазарских печенегов и отделяют внутренних булгар от русов, следуя к пределам славян. Тогда они избирают северное направление, пересекают славян, называемых Khurdab, после чего они достигают конца страны славян и там заканчиваются».

Идриси (12 век): «От Бутара до устья Русской реки 20 миль. От устья Русской реки до Матрахи (предположительно Тмуторокань) 20 миль» (5-я секция VI климата) …«В упомянутую Русскую реку впадают шесть больших рек, берущих начало в горе Кукайа, а это большая гора, протянувшаяся от моря Мрака до края обитаемой земли. Эта гора простирается от страны Йаджуджа и Маджуджа на крайнем востоке и пересекает ее, проходя в южном направлени и до темного, черного моря, называемого Смолистым. Это очень высокая гора; никто не может подняться на нее из-за сильного холода и глубокого вечного снега на ее вершине. В долинах этих рек живет народ, известный под именем ан-нибарийа…». Данное описание довольно сильно напоминает район Предкавказья.

Идриси: «После того как она (Атиль) отклоняется в южную сторону к земле ар-Рус, от нее отделяется рукав, который приходит к городу Матраха (Тьмутаракань) на море Нитас (Чёрное море): он называется река Сакир. И говорят, что от реки Атиль отделяется более семидесяти рек, а основное русло реки продолжает течь к хазарам». Достаточно запутанные описание, но никак не относящиеся к Прибалтике и Северной Европе, на которых настаивают привеженцы варяжской гипотезы.

И далее ещё интересней:  "Русов два вида. Один их вид - это тот, о котором мы говорим в этом месте. А другой их вид - это те, которые живут по соседству со страной Ункарийа (Венгрия) и Джсулийа (Македония)". О двух видах русов говорит только ал-Идриси! Рыбаков локализует «остров» в устье Дуная, в той земле, где находились города Переяславец и Киевец и которую князь Святослав Игоревич в 969 г. объявил «середой» (центром) своей земли. Однако Святослав пытался завоевать Переяславец во второй половине Х в., то есть минимум на столетие позже написания восточными географами рассказа об острове русов.

Вполне возможно, что и было два центра локализации русов, разорванных территориально, а возможно и в хронологическом плане, но большинство описаний всё же наталкивают на мысль, что это район Северного Кавказа и бассейн Дона.

С хазарского времени начался процесс тюркизации кочевников, что проявлялось прежде всего в языке общения. Тюркский язык постепенно становился наиболее распространённым в Диком поле, хотя здесь ещё не мало сохранялось алан - потомков скифов и сарматов. Показательна салтано-маяцкая культурна, преобладавшая в 7-9 вв., и которая была смешанной в культурном и антропологическом плане - аланской с одной стороны и болгарской (тюркской) в другом плане.

В VIII в. большая группа алан проживала бассейне рек Дона и Северского Донца, осуществляя охрану западных рубежей Хазарского каганата. Аланы оказали значительное влияние на культурный облик и хозяйственное развитие Хазарии: оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство, высокая сельская и городская культура аланского населения вошли в число важнейших основ хазарской государственности. Археологи называют аланские древности Хазарии салтово-маяцкой культурой (Салтовский могильник и Маяцкое городище — ее самые известные памятники).

В первой трети X в. часть хазарских алан возвратилась на Кавказ. Культурные и материальные достижения алан (кочевой иранской культуры) были усвоены пришедшими тюрками, а аланы в свою очередь начали постепенно переходить на язык новых переселенцев с востока. К 13 веку даже армяне, поживавшие в городах Восточной Европы, стали общаться в повседневной жизни на тюркском языке, а родной язык использовать только в богослужении.

"Шаровары носят они широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаровары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают", - такое описание русов оставил арабский путешественник Ибн Русте (930-х год). "Некоторые из русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её наподобие лошадиной гривы и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской", - Ибн Хаукаль (976 год). Чем не описание запорожского казака?! В пику варяжской гипотезы стоит заметить, что викинги считали зазорным стрич волосы - это было, как известно, "знаком бесчестия".

Как считает большинство отечественных историков, осколком кочевой иудейской культуры на пространстве Дикого поля можно считать караев (караимов), проживающих в настоящее время в Крыму, Литве, Украине и России.

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz