Степь стала полностью тюркской с появлением кипчаков (половцев) в 11 столетии. Культурное влияние половецкой (кочевой культуры) ощущалась даже в Западной Европе, о чём свидетельствует папская булла, запрещавшая европейским дворянам носить половецкие одежды. Половецкая одежда распространилась среди алан и других кавказских народов.
Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука, обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения регулировались "обычным правом", важное место в котором занимала кровная месть.
Так же они поклонялись животным, и в частности волку (подобные верования были и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом. В половецком обществе была особая прослойка шаманов, называвшихся "бахсы". Шаманы занимались гаданием, а также врачеванием, основанным на общении с добрыми и злыми духами. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ "вождей-героев".
Половцы в Венгрии описаны как светлый европеоидный народ (Munkasci Н. Komanis cher Urpsrung der Moldaner.). Армянский историк Матвей Эдесский упоминает о светловолосом народе, который разбил узов и печенегов в середине XI в. у Волги, подразумевая кыпчаков.
Кыпчаки описываются многими авторами как красивый и боевой народ. Особенно славилась красота кыпчакских женщин, воспетая многими восточными авторами (например, Низами, жена которого была кыпчанка по имени Афаг).
Отношения с Русью, сперва врорждебные, сменились отношениями партнёрства. Набеги различных орд половцев были, предже всего, вызваны внутренними трениями между русскими княжескими родами. А в качестве наёмнивов (вооруженной силы) князья использовали именно половцев.
Часть из них была полесена перед Киевом, и считались вассалами Киевского княжества, для отражения враждебных орд. Половецкое общество не было единым и подразделялось на множество самостоятельных родов. Одни ханы дружили с русскими князьями, другие были враждебны и совершали набеги на русские города.
Мало кто знает, что большинство русских княжеских родов происходят от браков с "красными девками половецкими". И список этот будет обширным: жена Владимира Игоревича (Свобода Кончаковна, 1000 год), жена Юрия Долгорукова (дочь Аепы Осеневича), жена Рюрика Ростиславовича (дочь Белука), жена Святослава Ольговича (дочь Аепы Гергеевича, 1107) и т.д. Есть мнение, что и Александр Невский был сыном половчанки.
Русские князья, заезжая в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их "красными девками половецкими".
Половецкие ханы, которые враждебно относились к Киеву, снабжены в летописях и народных преданиях неприглядными прозвищами: Боняк - "шелудивый хищник", "Буняка Шелудивый", Тугоркан - "Тугарин Змиевич" , Кобяк - "поганый" , Кончак -"окаянный" , "поганый кащей" и пр.
После походов Владимир Мономах, разорённые и обесиленные половцы, откочевали в Предкавказские степи. Один из наиболее могущественных половецких ханов Шарукан умер, а его сын Отрок ушёл с 40 000 ордой в Грузию.
Но в первой половине XII в. жизнь в степях стабилизировалась и половцы вернулись в междуречье Донца и Дона.
Во главе донских половцев стоял известный род Шарукана: хан Отрок, вернувшийся из Грузии с женой и сыном – молодым ханом Кончаком. Судя по каменным статуям оставленные донскими половцами они отличались необычайной правильностью европеоидных черт: лица у них овальные, без выдающихся скул, носы с явно выраженной горбинкой, прямые или вьющиеся усы. Вероятно тесное общение с грузинским населением в течение почти полустолетия сыграли роль в изменении этнического облика донских половцев. История этих взаимоотношений, как принято считать, прервалась после монгольского нашествия. Армия половцев, во главе с ханом Котяном, и русских князей была разбита 31 мая 1223 года на р. Калка. В 1238 Котян, спасаясь от татар Батыя, ушёл с 40 тысячами кибиток в Венгрию, где к тому времени уже успели обосноваться и аланы.